Как в исламском мире появилась профессия врача
Как в исламском мире появилась профессия врача

В ранний период исламской истории деятельность врачей не была ограничена какими-либо условиями. Институализация этой профессии началась при халифе Муктадире-Биллахе.

Повеления и рекомендации Посланника Аллаха (мир ему) относительно профилактики и лечения разных болезней сыграли важную роль в развитии медицины в исламском мире и формировании соответствующих институтов. В частности, хадис, согласно которому человек, лечащий больного, не имея необходимых знаний, должен заплатить за причиненный ущерб, указывает на административную и юридическую ответственность как властей, так и самих врачей. Этот хадис способствовал созданию официальных медицинских институтов, отвечающих за вопросы здравоохранения в исламских государствах.

В ранние периоды деятельность врачей не была ограничена какими либо-либо условиями. Люди, обладающие определенными знаниями и опытом, занимались лечением пациентов, не делая при этом и никаких записей. Известно, что со временем стало принято назначать одного из медиков главным. Эта должность именовалась раис аль-атыбба («глава врачей»).

Источник: clinicalmicrobiologyandinfection.com

Профессия врача получила официальный статус во времена халифа Муктадира-Биллаха (908-932). Историк медицины Ахмед Иса-бей пишет, что этот халиф был первым мусульманским государственным деятелем, который превратил сферу медицины в институт, направленный на защиту интересов людей. Когда в результате неправильного лечения скончался один пациент, Муктадир-Биллах запретил работать всем врачам, кроме тех, кому власти выдадут свидетельство об их квалификации. В результате все медики, кроме прославившихся на этой стезе и личных медиков знати, были подвергнуты экзаменам. Успешно прошедшие их получили соответствующее свидетельство. Как сообщается, число таковых в Багдаде составило 860 человек. После этого получила распространение практика, когда люди, завершившие медицинское образование, проходили экзамены у раис аль-атыбба и получали диплом, который назывался «иджазат ат-тыбб», что можно перевести как «свидетельство о квалификации врача». Знаменитый врач Исхак ибн Али ар-Рухави сообщает, что подобное практиковалось и в Багдаде в начале X в. Раис аль-атыбба запрещали тем, кто не сдал экзамен, лечить пациентов и рекомендовали им повысить свою квалификацию. Полномочия по контролю за работой системы были переданы специальным органам. На экзаменах присутствовал и мухстасиб (служащий, контролировавший соблюдение необходимых правил), а сдавшие их врачи при нем произносили адаптированную в соответствии с принципами ислама клятву Гиппократа.

Врач, начавший лечение, должен был записать состояние пациента, причину заболевания, свой диагноз, лечение, которое он проводил, и список лекарств, которые он давал больному, на листе бумаги. Эти записи назывались «дустуром», и их вручали человеку, отвечающему за пациента. Если больной выздоравливал, врач забирал свои записи и на их основе имел право на получение платы. Если пациент умирал, то человек, отвечающий за пациента, относил дустур к раис аль-атыбба и просил провести расследование. Если раис аль-атыбба или комитет под его председательством после изучения документа приходили к выводу, что вины врача нет, выносилось решение о выплате ему денег за лечение. В противном случае врач не мог получить плату, а также должен был выплатить дийа – компенсацию за причинение смерти по неосторожности. Врачи, которые признавались неумелыми или имеющими дурные намерения, изгонялись из профессии.

Источник: ebookanak.com

Раис аль-атыбба изначально отбирались и назначались халифами или султанами из числа самых знающих и опытных врачей страны. Позже этим занимались визири или наибы (заместители или помощники какого-нибудь начальника). В обязанности раис аль-атыбба, который находился на вершине иерархии в медицинской профессии, входило испытание кандидатов в врачи и выдача удостоверения успешно прошедшим его, контроль над работой медицинских учреждений и врачей, помощь мухтасибу в выявлении некомпетентных врачей и изгнание из профессии и т.п. Также он выступал в качестве судьи, когда это было необходимо. В Андалусии глава врачей, работавших в Диван аль-атыбба (Министерстве медицины), который был связан с Диван аль-ихтисаб (Министерство контроля), назывался «шейх аль-атыбба» («шейх врачей»). В государствах Фатимидов и Айюбидов раис аль-атыбба назначался наибом и занимал первое место в списке должностных лиц основных профессий. В Османской империи раис аль-атыбба именовались «хакимбаши» («глава врачей»), а также сератыбба-и султани и сератыбба-и хасса. Их вступление в должность проходило на официальной церемонии на первых порах в присутствии великого визиря, после – главного евнуха (даруссаада агасы), а начиная с конца XVIII в. – самого султана. На этой церемонии хакимбаши облачали в соболиные меха и объявляли о его назначении. Главные врачи выполняли различные обязанности как во дворце, так и вне его. В частности, они отвечали за здоровье султана и членов его семьи и должны были всегда находится рядом с правителем, в том числе и в походах. Вплоть до XVI века хакимбаши имел свою резиденцию во дворце Топкапы. Одновременно она выступала и как фармацевтическая лаборатория. По указанию хакимбаши здесь готовились лекарства для султана и членов его семьи в присутствии помощника башлалы (главного наставника наследных принцев) и дворцовой стражи. После лекарство помещали в сосуд или коробку, которую башлала и хакимбаши запечатывали.

Институт раис аль-атыбба, который существовал во всех исламских государствах, во времена правления сицилийского короля Фридриха II (1197-1250) появился в Солерно в Италии, а позже в Испании и других странах Европы.

Хакимбаш / Источник: İslam Ansiklopedisi

Вплоть до XVI века хакимбаши имел свою резиденцию во дворце Топкапы / Источник: İslam Ansiklopedisi

Список хакимбашей Османской империи / Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi; islamosfera

Медицина и право: как регулировалась деятельность медиков в исламском мире

Временной интервал с IX по XIII века по-прежнему известен как «золотой период арабской науки», и значительное место среди развивавшихся в то время наук занимают медицина и фармацевтика, пишет Изет Масич.

Существует даже термин «исламская медицина», обознающийся медицинскую науку Золотого века мусульманской цивилизации. Ее языком был арабский. Основой такой медицины, безусловно, была греческая, но на нее оказали влияние исламская или пророческая медицина и, в меньшей степени, народное целительство.

Ислам был мотивирующим фактором для развития арабской медицины и фармацевтики. Вера в то, что Аллах создает лекарство от всех существующих болезней, привела к развитию фармакогнозии. Коран как моральный кодекс мусульман способствовал появлению профессиональной этики, необходимость ритуального омовения в исламе породила культ воды, а гигиена, как известно – это основа профилактической медицины.

A Soldier's Play

Источник: pinterest.com

В начале IX в. мусульманскими учеными было положено начало фармацевтики как самостоятельной, четко определенной профессии. Они основали первые больницы с постоянными аптеками. Стали появляться и частные заведения такого рода. Это привело к необходимости контроля за их деятельностью, чтобы фармацевты не ставили сами диагнозы и не лечили пациентов, не прибегая к услугам врачей. Также следовало ограничить приготовление и распространение лекарств врачами. Врачи опасались, что их рецепты попадут в руки фармацевтов-шарлатанов, или люди, не имеющие профессиональной подготовки, начнут по ним создавать лекарства. Но сами врачи не могли готовить все препараты, некоторые из них можно было найти только в аптеках. Сообщается, что во время правления халифа аль-Мутасима имеющим соответствующую подготовку фармацевтам стали выдавать лицензии на открытие своих частных аптек. Следует отметить, что на протяжении всего Средневековья в регионах исламского мира и образованные фармацевты, и аттары (народные аптекари) существовали и работали бок о бок, но для аттаров имелись некоторые ограничения в определенных аспектах их деятельности.

Приход ислама ознаменовал возрождение в сфере общественного здравоохранения. Исламские религиозные правила гигиены привели к созданию специальных служб контроля. Во времена Аббасидов существовала такая служба, подчинявшаяся единому органу, которая называлась ихтисаб или хисба. Главой ихтисаба был мухтасиб. Существовали труды, в которых определялись должностные обязанности мухтасиба. Самое значительное и древнее руководство такого рода – «Нихаджат ар-рутайа» Абдуллаха ибн Насра ибн Абдуллаха ибн Мухаммада аш-Шизари. В этой книге, помимо прочего, объясняется, как выявлять и распознавать фальсифицированные лекарства, специи и продукты питания. В 17-й главе подробно рассматривается метод контроля за деятельностью фармацевтов, сообщается, что лекарства должны иметь определенный состав и дозировку. Поэтому автор рекомендует каждую неделю контролировать аптеки, лекарства и работу травников.

Благодаря исламу, арабы, представлявшие собой разрозненные племена, жившие законами родовой общины, породили самую яркую культуру, известную как мусульманская. Благодаря ей и европейскому Возрождению стала возможной научная революция.

medecine omeyyade abbasside | Arab Nation | Flickr

Источник: flickr.com

Nurqanat BaizaqNurqanat Baizaq
1 жыл бұрын 2249
0 пікір
Блог туралы
0
2274723 208 535 4879 232