В ранний период исламской истории деятельность врачей не была ограничена какими-либо условиями. Институализация этой профессии началась при халифе Муктадире-Биллахе.
Повеления и рекомендации Посланника Аллаха (мир ему) относительно профилактики и лечения разных болезней сыграли важную роль в развитии медицины в исламском мире и формировании соответствующих институтов. В частности, хадис, согласно которому человек, лечащий больного, не имея необходимых знаний, должен заплатить за причиненный ущерб, указывает на административную и юридическую ответственность как властей, так и самих врачей. Этот хадис способствовал созданию официальных медицинских институтов, отвечающих за вопросы здравоохранения в исламских государствах.
В ранние периоды деятельность врачей не была ограничена какими либо-либо условиями. Люди, обладающие определенными знаниями и опытом, занимались лечением пациентов, не делая при этом и никаких записей. Известно, что со временем стало принято назначать одного из медиков главным. Эта должность именовалась раис аль-атыбба («глава врачей»).
Профессия врача получила официальный статус во времена халифа Муктадира-Биллаха (908-932). Историк медицины Ахмед Иса-бей пишет, что этот халиф был первым мусульманским государственным деятелем, который превратил сферу медицины в институт, направленный на защиту интересов людей. Когда в результате неправильного лечения скончался один пациент, Муктадир-Биллах запретил работать всем врачам, кроме тех, кому власти выдадут свидетельство об их квалификации. В результате все медики, кроме прославившихся на этой стезе и личных медиков знати, были подвергнуты экзаменам. Успешно прошедшие их получили соответствующее свидетельство. Как сообщается, число таковых в Багдаде составило 860 человек. После этого получила распространение практика, когда люди, завершившие медицинское образование, проходили экзамены у раис аль-атыбба и получали диплом, который назывался «иджазат ат-тыбб», что можно перевести как «свидетельство о квалификации врача». Знаменитый врач Исхак ибн Али ар-Рухави сообщает, что подобное практиковалось и в Багдаде в начале X в. Раис аль-атыбба запрещали тем, кто не сдал экзамен, лечить пациентов и рекомендовали им повысить свою квалификацию. Полномочия по контролю за работой системы были переданы специальным органам. На экзаменах присутствовал и мухстасиб (служащий, контролировавший соблюдение необходимых правил), а сдавшие их врачи при нем произносили адаптированную в соответствии с принципами ислама клятву Гиппократа.
Врач, начавший лечение, должен был записать состояние пациента, причину заболевания, свой диагноз, лечение, которое он проводил, и список лекарств, которые он давал больному, на листе бумаги. Эти записи назывались «дустуром», и их вручали человеку, отвечающему за пациента. Если больной выздоравливал, врач забирал свои записи и на их основе имел право на получение платы. Если пациент умирал, то человек, отвечающий за пациента, относил дустур к раис аль-атыбба и просил провести расследование. Если раис аль-атыбба или комитет под его председательством после изучения документа приходили к выводу, что вины врача нет, выносилось решение о выплате ему денег за лечение. В противном случае врач не мог получить плату, а также должен был выплатить дийа – компенсацию за причинение смерти по неосторожности. Врачи, которые признавались неумелыми или имеющими дурные намерения, изгонялись из профессии.
Раис аль-атыбба изначально отбирались и назначались халифами или султанами из числа самых знающих и опытных врачей страны. Позже этим занимались визири или наибы (заместители или помощники какого-нибудь начальника). В обязанности раис аль-атыбба, который находился на вершине иерархии в медицинской профессии, входило испытание кандидатов в врачи и выдача удостоверения успешно прошедшим его, контроль над работой медицинских учреждений и врачей, помощь мухтасибу в выявлении некомпетентных врачей и изгнание из профессии и т.п. Также он выступал в качестве судьи, когда это было необходимо. В Андалусии глава врачей, работавших в Диван аль-атыбба (Министерстве медицины), который был связан с Диван аль-ихтисаб (Министерство контроля), назывался «шейх аль-атыбба» («шейх врачей»). В государствах Фатимидов и Айюбидов раис аль-атыбба назначался наибом и занимал первое место в списке должностных лиц основных профессий. В Османской империи раис аль-атыбба именовались «хакимбаши» («глава врачей»), а также сератыбба-и султани и сератыбба-и хасса. Их вступление в должность проходило на официальной церемонии на первых порах в присутствии великого визиря, после – главного евнуха (даруссаада агасы), а начиная с конца XVIII в. – самого султана. На этой церемонии хакимбаши облачали в соболиные меха и объявляли о его назначении. Главные врачи выполняли различные обязанности как во дворце, так и вне его. В частности, они отвечали за здоровье султана и членов его семьи и должны были всегда находится рядом с правителем, в том числе и в походах. Вплоть до XVI века хакимбаши имел свою резиденцию во дворце Топкапы. Одновременно она выступала и как фармацевтическая лаборатория. По указанию хакимбаши здесь готовились лекарства для султана и членов его семьи в присутствии помощника башлалы (главного наставника наследных принцев) и дворцовой стражи. После лекарство помещали в сосуд или коробку, которую башлала и хакимбаши запечатывали.
Институт раис аль-атыбба, который существовал во всех исламских государствах, во времена правления сицилийского короля Фридриха II (1197-1250) появился в Солерно в Италии, а позже в Испании и других странах Европы.