Итак, продолжаю серию публикаций про историю создания и последующей гибели Хиджазской железной дороги на Ближнем Востоке, которая была построена на территории Османской Империи, а впоследствии оказалась на территории шести государств: Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Палестины и Израиля.
Станция El Ula 1908-1917. Источник: http://nabataea.net
Напомню, что в прошлый раз я рассказывал об участке железной дороги в Иордании, который и до настоящего времени является используемым для грузового сообщения:
Ну а после, рассказал про историю возникновения и последующей гибели этого последнего глобального проекта Османской Империи, соединившей Стамбул и Мекку.
В заключительной части публикаций, осталось рассказать про ту часть дороги, которая пролегала по территории Западного Берега Иордана, а ныне территориям Палестины и Израиля. Во многих источниках этот участок дороги называют "Изреельской железной дорогой".
Долина реки Иордан, где проходила железная дорога до 1948 года
Несмотря на то, что участок железной дороги Хайфа (Израиль) - Дейра (Сирия), в некоторых источниках считают "аппендиксом" Хиджазской железной дороги, на самом деле он является ни чем иным, как основным "ходом" благодаря которому и велось строительство участка Дамаск - Мекка.
Строительство участка Амман-Маан 1903. Источник: http://nabataea.net
Попытки соединить железной дорогой Хайфу и Багдад предпринимались еще с середины XIX века. Но первые работы в этом направлении начались только в последнем десятилетии XIX века. Процесс шел крайне тяжело несмотря на то, что работы производились частными английскими компаниями. А в 1900 году после принятия решения османским султаном Абдулхамидом II о строительстве Хиджазской железной дороги, произошли довольно интересные события, которые и повлияли на дальнейший ход работ по всей железной дороги.
Источник: http://nabataea.net
В 1894 году была открыта французская железная дорога Societe des Batignolles из Бейрута в Дамаск. Первоначально предполагалось, что доставка оборудования и материалов для строительства Хиджазской дороги будет происходить через этот кратчайший путь из Средиземноморского порта в Дамаск, но не сложилось. Французская компания установила высокие тарифы на транспортировку грузов для своего конкурента.
Первый тоннель вдоль каньона Ярмук. Источник www.iwm.org.uk
Воспользовавшись проектом англичан, и предварительно отозвав ранее выданную им лицензию на строительство дороги Хайфа - Дамаск, в 1902 году к работе приступили турецкие власти.
Турецким рабочим понадобилось всего 3 года на строительство участка Хайфа - Дейра, к тому же этот участок дороги был на сотню километров короче, чем участок Хайфа - Бейрут.
Масштаб строительства поражает. Десятки тоннелей и сотни мостовых переходов. Железнодорожное полотно многократно пересекало и реку Иордан и реку Ярмук с его непростым каньоном.
Карта участка Хиджазской железной дороги по Западному берегу Иодрана
А как же так получилось, что ширина колеи Хиджазской железной дороги была 1050 мм? Не 1067 мм как у "капской" колеи (Африка, Япония, Сахалин) и не 1000 мм, как у "метровой" в Индии и Юго-Восточной Азии?
А никакой загадки здесь нет. При изготовлении 60 тысяч шпал была допущена грубая ошибка. Вместо ширины колеи 1067 мм, они были изготовлены под ширину 1050 мм. Ну и правда, не выкидывать же 60 тысяч шпал. Поэтому инженер Майснер принял решение весь проект продолжать с шириной 1050 мм.
Шпалы, к слову сказать, были металлические. Почему не деревянные? Потому, что инженер был немцем, а в Германии считалось, что в таких условиях дерево, в отличии от металла, усыхает и будет требовать более частой замены.
Источник: www.iwm.org.uk
Движение по участку Хайфа - Дейра открылось в 1905 году, а в 1908 году была запущена вся дорога от Дамаска до Мекки.
Одновременно с этим, турки продолжали строить дорогу на юг, к границе с Египтом. А с началом Первой мировой войны темпы строительства только увеличились, так как Египет был под протекторатом Британии, а значит представлял угрозу юго-западным рубежам Османской империи.
Это было стратегическое направление для быстрой переброски войск из центральных районов Османской империи к рубежам, где шли военные действия.
Последняя станция, построенная турками носила название El Auja, а движение на участке El Auja - BeerSheba было прервано британскими войсками в 1917 году.
До падения Османской империи оставалось менее года, но движение поездов еще частично продолжалось.
Карта территорий подконтрольных Британии после Первой Мировой Войны
С 1918 по 1920 год движения по Хиджазской железной дороге как такового не было.
Возобновилось движение только в 1920 году с переходом Палестины под контроль Британии.
Дальнейшая история развивалась стремительно. Наличие железной дороги и связь с портом Хайфы способствовали быстрому росту еврейских поселений в 1920-1946 годах.
Заброшенные вагоны 1920-х годов
Дорога также активно использовалась и при строительстве Нахарайимской ГЭС на Иордане.
Железнодорожный мост через Иордан у Нахарайимской ГЭС
Между прочим, пара вагонов, работавших во время строительства ГЭС, так и осталась на вечной стоянке у заброшенной ГЭС после разрушения мостов в 1946 году.
Участок дороги у ГЭС
Если внимательно осмотреть выштамповку, то на одном из вагонов читается 1940 - й год.
Но одновременно с ростом числа поселений, увеличивалось и количество нападений на поезда со стороны бандитских формирований Палестины.
Ситуация с каждым годом обострялась, еврейская подпольная военная организация "Хагана" усиливала не только противостояние с арабским населением, но и британским властям в Палестине.
"Хагана" в 1948 году после образования Израиля стала основой Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ)
А "16" июня 1946 году случилась "Ночь мостов" - операция "Хаганы", направленная на борьбу с британским мандатом. За одну ночь были взорваны несколько мостов Хиджазской железной дороги около станции El Hemme, отрезав этот участок от Дамаска и тем самым заблокировав возможность быстрой переброски арабских легионов в эту часть Палестины.
С этого момента сквозное движение между Хайфой и Дамаском прекратилось, тем самым прервав историю 45 - летнего существования первого участка Хиджазской железной дороги.
Станция El Hemme
Станция El Hemme находилась на треугольнике границ Сирии, Иордании и Палестины, а сейчас здесь термальный курорт Хамат Гадер, вдоль границы с Иорданией, соседствуя с минными полями и пограничными сооружениями.
Остатки станционных сооружений El Hemmer
Полуразрушенные здания станции сейчас находятся в частных владениях местной рыбной фермы. Их используют то ли под склад, то ли под производственные помещения. Хотя это настоящий исторический памятник.
Вокзал El Hemmer
До 1967 года и "Шестидневной войны" - это была территория Сирии, ну а теперь Израиль.
Но если пройти в сторону Иорданской границы, то можно увидеть еще один целый мост за минным полем и пограничным ограждением.
Мост у Хамат Гадер
И все-же вернемся теперь в далекие 1947-1948 годы. У Британии закончился мандат на Палестину. В соответствии с решением ООН, должно было произойти разделение Палестины на арабскую и еврейскую территории. Но мирного разделения не произошло и началась первая арабо-израильская война. Вся территория Палестины стала ареной ожесточенного противостояния.
Киббуц Гешер
В мае 1948 года "Хагана" подрывает несколько мостов уже на реке Иордан для блокирования возможности переброски арабских легионов с территории Трансиордании в Палестину.
Одним из таких мостов был мост у киббуца Гешер. С этого момента движение по Изреельскому участку Хиджазской железной дороги полностью прекращается и уже навсегда.
Мост через Иордан на границе Израиля и Иордании близ Гешера
Вагоны, застывшие навсегда в демилитаризованной нейтральной зоне между Израилем и Иорданией. В некоторых источниках попадается информация, что вагоны эти закатили на мост уже в 2000-х, после подписания мирного договора между Израилем и Иорданией. А до 1994 года это была "горячая точка" - полностью заминированная территория между двумя государствами в состоянии войны.
Вот так и завершилась история этой дороги, построенной последним османским султаном всего за 8 лет. По состоянию на 2019 год сохранились действующие участки дороги в Иордании между Амманом и Акабой и условно сохранился участок между Дамаском и Амманом
Увы, но степень сохранности Сирийского участка пока не известна, 6 лет гражданской войны, вероятно, также оставят свой след в истории этой дороги.
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.