Во многих культурах принято пожимать друг другу руки, выражая дружбу, любовь, согласие или поздравляя с чем-то. Но в наши дни рукопожатие превратилось в проблему для мусульман, проживающих на Западе.
В целях укрепления братских чувств между мусульманами в исламе поощряются приветствия, пожатие рук и улыбки при встрече. В исламской культуре утверждается, что традиция рукопожатия существует очень давно и была введена пророком Ибрахимом (мир ему).
Она также является сунной Пророка (мир ему), и о ней говорится во множестве хадисов. Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что пожатие рук изгоняет ненависть из сердца и делает приветствие завершенным. Если приветствие «салям» – это выражение доверия на словах, то рукопожатие, сопровождающееся улыбкой, – его подтверждение. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему), которые удостоились чести пожать ему руку, впоследствии хвастались этим. Передают, что когда Пророк (мир ему) прощался с человеком, отправлявшимся в путь, он держал его за руку и не отпускал до тех пор, пока тот не уходил, и молился за него. Кроме того, известно, что он обменивался рукопожатием при первой встрече с новообращенными мусульманами с целью укрепить их верность исламу, а также принимая присягу (байат).
Исламские ученые, основываясь на хадисах, разработали этикет (адаб) рукопожатия. Согласно им, например, оно не должно быть слишком коротким, совершать его надо правой рукой, руку не следует сжимать так сильно, чтобы это причиняло боль. Отвечая на рукопожатие, следует подождать, пока человек, который протянул руку первым, сам одернет ее. Как и при приветствии (салям), считается более добродетельным первым протянуть руку. При обмене рукопожатиями, следует улыбаться, произносить благословения (салават) Пророку (мир ему) и т.п. Были высказаны разные мнения относительно того, следует ли рукопожатие делать одной рукой или двумя. Согласно мнению, что это следует делать обеими руками, во время приветствия пожимают друг другу правые руки, а левые кладутся поверх них.
Среди ситуаций, в которых рукопожатия являются сунной, называют приветствие при встрече, принесение присяги правителю. Кроме того, если известно, что болезнь не заразна, в общении с больными поощряется прикладывание руки ко лбу или руке больного во время его посещения и расспросы о его состоянии. Сложилась традиция пожимать руки, скрепляя сделку купли-продажи.
Бурные обсуждения вызывает обычай обмениваться рукопожатиями в мечети после совершения намаза. В наши дни так поступают прихожане, как правило, после пятикратных, пятничных и особенно праздничных намазов, но в прошлом это делалось, главным образом, после утренней, предвечерней (аср) и пятничной молитвы. Если одни ученые называют это мустахаб (поощряемым деянием) или разрешенным, то другие характеризуют как порицаемое (макрух) или даже запрещенное (харам). Согласно еще одному мнению, обмен рукопожатиями после намаза – это «благое нововведение» (бид’ат-и хасана). Неодобрительное отношение к этой традиции связано с тем, что она превращается в церемонию, обязательную для посещающих мечеть, а отказ от нее осуждается.
В наши дни нормы рукопожатия в исламе неожиданно превратились в проблему на Западе после того, как произошло несколько резонансных случаев, связанных с этим. Бурные обсуждения в 2016 году вызвал инцидент в Швейцарии, когда два брата-подростка отказались пожимать руку учительнице. Это привело к наложению на их семью штрафа. В 2018 году мусульманке из Алжира было отказано во французском гражданстве за отказ пожать руку чиновникам-мужчинам. Она попыталась оспорить это решение, но оно было одобрено Верховным судом страны. Аналогичный инцидент в Швейцарии также стоил мусульманской паре гражданства. Политики и чиновники высказались в таком духе, что если мусульмане отказываются пожимать руки в таких ситуациях, это показывает их неспособность интегрироваться в европейское общество. Вместе с этим в Швеции мусульманка получила компенсацию после того, как потенциальный работодатель-мужчина прервал собеседование при приеме на работу, когда она отказалась пожать ему руку.
Европейцы заявляют, что рукопожатие является знаком равного уважения как к мужчинам, так и к женщинам, и именно поэтому представляет собой важную часть европейской культуры. Отказ пожать руку человеку другого пола понимается как проявление неуважения и превращает того, кто осмелился на это, в «другого», того, кто не принадлежит к европейскому обществу. Подобное отношение основывается и на том, что культура и вероисповедание выходцев из мусульманских стран представляются отсталыми и неполноценными по сравнению с западной культурой.
Дошло до того, что в целях поощрения культурной ассимиляции в Дании с 2019 году вступил в действие закон, согласно которому новые граждане страны должны пожимать руку чиновникам на церемонии натурализации. Не скрывается, что он был введен именно из-за последователей ислама.
Между тем для религиозных мусульман дело представляется в совсем другом свете. Отказ пожать руку представителю другого пола для них является частью религиозной нормы, запрещающей прикасаться мужчинам к посторонним женщинам, а женщинам – к посторонним мужчинам. Аббас, мусульманин, проживающий в Голландии, выразился так: «В этой стране рукопожатие является знаком уважения, тогда как у нас непожатие рук является знаком уважения». Собственно, такие же ограничения существуют и у ортодоксальных иудеев, но акцент в развернувшейся дискуссии почему-то сделан на мусульманах. Между тем истинная свобода вероисповедания требует, чтобы в обществе оставалось место для различий, даже если кто-то не понимает причин той или иной религиозной практики. Только так можно прийти к подлинному разнообразию.
Как мусульмане приветствуют друг друга в разных странах?
Во всем мире мусульмане приветствуют друг друга словами «Ас-саляму алейкум» («Мир вам»), на что следует отвечать «Ва-алейкум ас-салям» («И вам мир»). Вместе с этим в разных регионах сложились свои традиции, которыми сопровождается такое приветствие, сообщает Islam Hashtag.
Живя в Саудовской Аравии, мне приходилось общаться с людьми разных национальностей. Я был удивлен их манерами приветствовать друг друга, на которые повлияла культура их родины. Вот некоторые из них (речь идет о приветствии представителей своего пола).
Британцы и американцы
При первой встрече с кем-либо британец обычно пожимает руку или просто улыбается, произнося: «Ас-саляму алейкум». Если это друг или знакомый, то они могут обняться или поцеловать друг друга в щеку.
Арабы
При приветствии арабы целуют друг друга. Не удивляйтесь, если увидите, как они в таких случаях обмениваются поцелуями в нос, в щеку или в лоб. Такое принято в арабской культуре. Вместе с этим так они приветствуют только соотечественников и редко людей другой национальности.
Индийцы
В Индии приветствие сопровождается прижатием правой руки к груди, простым рукопожатием или объятием. Более короткое приветствие «Салам» используется в неформальных ситуациях. Прощаясь, индийские мусульмане говорят: «Худа хафиз». Это светская, а также неформальная фраза, принятая среди друзей и знакомых. А в религиозной среде и в официальных случаях принято прощаться: «Аллах хафиз» («Аллах хранит»). Обе фразы можно перевести как «Да хранит вас Бог», но в первом случае употребляется персидский эквивалент слова «Аллах» – «Худа».
Пакистанцы
Пакистанцы при приветствии также обмениваются рукопожатием правыми руками, а также объятием, если встречают человека, которого нечасто видят. В некоторых регионах люди прикладывают руку к сердцу, когда они пожимают вам руку и приветствуют вас. Кроме того, полное приветствие «Ас-салам-о-алейкум» предпочтительнее, чем короткое приветствие «Салам». В Пакистане также существует традиция, когда пожилые люди, будь то мужчины или женщины, кладут руки на голову молодых в знак покровительства и защиты.
Индонезийцы
В Индонезии приветствие обычно сопровождается рукопожатием обеими руками. Здесь сохраняется традиция, когда при встрече старейшина протягивает руку тем, кто ниже его по социальному статусу или младше, а те ненадолго прижимают ее ко лбу. Некоторые могут вместо этого коротко поцеловать руку или главное кольцо. Таким образом дети часто приветствуют старших родственников. Когда вы встречаете индонезийца, который моложе вас, он может поцеловать вам руку или прижать вашу руку ко лбу, произнося салам.
Афганцы
Афганцы обычно приветствуют друг друга, пожимая обе руки и произнося: «Салам алейкум». Теплый прием обычно ассоциируется с объятиями.
Филлипинцы
На Филиппинах поцелуи (в щеку) предназначены только для членов семьи и близких друзей. Объятиями можно встречать родственников, близких друзей или друга, которого вы давно не видели. В случае официального представления или нового знакомства мусульмане просто обмениваются рукопожатиями.
В определенных кругах среди филиппинцев принято бесо-бесо – это обычай, когда женщины прижимаются щеками или обмениваются воздушными поцелуями. С течением времени он был принят и между мужчинами и женщинами, но никогда – между мужчинами.
Исламское приветствие «салям», как способ поздороваться без прикосновения
Чтобы предотвратить распространение коронавируса, люди во всем мире меняют рукопожатия, объятия и хонги (традиционное приветствие маори, во время которого люди прижимаются носами) на менее рискованные жесты, такие как удары ногами и воздушные «дай пять». Нынешняя пандемия COVID-19 влияет на то, как люди приветствуют друг друга, но для некоторых культур приветствия без контакта являются давней традицией, пишет Санни Фитцжеральд.
Одним из таких приветствий является мусульманское приветствие «ас-саляму алейкум» (мир вам).
Мир лежит в основе ислама, а приветствие – это часть духовной практики, говорит Сайфа Хусейн, советник мусульманской и межконфессиональной общины в колледже Миддлбери (штат Вермонт, США). “Это священное приветствие используется при встрече брата или сестры – членов исламской общины. Каждый мусульманин – часть уммы, которая является почти семьей”, – говорит Хусейн. – “Между мусульманами имеются глубокие узы, а приветствия и этикет, стоящие за ними, способствуют этому единству и любви”.
Хотя “салям” (приветствие), как правило, включает прикосновение – это обычное явление в мусульманских общинах для членов одного пола или семьи, чтобы приветствовать друг друга рукопожатием, объятием и несколькими поцелуями в щеку – физический контакт не является обязательным. На самом деле, в исламе есть осознание физического прикосновения, которое информирует о том, как люди в мусульманской общине подходят к приветствиям.
“Есть хадисы – (предания о словах и действиях Пророка Мухаммада), где пророк Мухаммад (САВ) говорит, что прикосновение к противоположному полу запрещено”, – говорит Хусейн. Она отмечает, что есть и другие хадисы, которые некоторые ученые интерпретируют как рукопожатие между пророком и кругом новых мусульман, в который входили женщины. И тогда возникает вопрос о том, как верующие применяют хадис в своей жизни. Люди и культура сложны, и тема прикосновения отражает это.
“Существуют разные культуры и способы существования”, – говорит Хусейн. И независимо от религии, “это не обязательно данность, что каждый чувствует себя комфортно в объятиях. Люди испытывают дискомфорт от этого [физического прикосновения] и по другим причинам. В мультикультурном кампусе или сообществе мы должны знать, что существуют разные этикеты и разные уровни комфорта при прикосновении”.
Салам без контакта может быть лучшим приветствием – из уважения к личным границам или религиозным или культурным ценностям человека, которого вы приветствуете, а также из соображения гигиены каждого человека во время пандемии. Вы можете сделать то же самое, что делают многие мусульмане – от мусульманско-американской общины Хусейн до арабских культур в таких местах, как Иордания и мусульманских общин в Юго-Восточной Азии, – и просто приложить правую руку к сердцу во время приветствия.
“Сердце рассматривается как важный, священный символ в исламской традиции, – говорит Хусейн, – более важный, чем мозг или ум. Сердце рассматривается как место, где находится душа. Вот где находится ваша духовная жизнь. Это почти как прикосновение к своему сердцу, которое считается священным. Я говорю: “Мир вам”, и это [правая рука, приложенная к сердцу] есть жест, признающий ваше сакральное”.
Помимо исламского саляма, есть и другие приветствия, которые совершаются бесконтактным путем. Это индийское и непальское «намасте», произнесение которого сопровождается прижатыми друг к другу ладонями, направленными вверх. Это тайское приветствие «вай», которое совершается путем поклона головы со сложенными руками на уровне груди. Это японский поклон «одзиги», выполняемый сгибанием корпуса в талии с выпрямленной спиной и руками расположенными по бокам (для мужчин) или руками, сложенными на коленях (женщины). В Замбии при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс. У индейского народа лакота приветствие совершается без физического и зрительского контакта. Намеренное избегание контакта является средством выражения уважения.
Таким образом сегодня в мире существует большое количество приветствий, совершаемых без прикосновения, что особенно актуально в условиях распространения эпидемий.
Тонкости приветствия в исламе
Приветствие «Ас-саляму алейкум» служит распространению дружбы, любви и мира среди мусульман и согревает сердца.
Как ясно из источников, приветствие известного сейчас вида, когда один человек говорит: «Ас-саляму алейкум» («Мир вам»), а другой отвечает: «Алейкум салям» («И тебе мир»), начало распространяться среди мусульман после хиджры (переселения из Мекки в Медину). Такое приветствие называется таслим. Слово «салям» в терминологии ислама переводится как «безопасность, спасение, благополучие, мир». Также оно представляет собой одно из имен Аллаха и встречается в более чем сорока аятах Корана. О приветствии многократно говорится и в хадисах. В них, в частности, Посланник Аллаха (мир ему) сообщал, что салям является одним из главных деяний, которые приносят вознаграждение (саваб) и приводят человека в Рай, а приветствие мусульманами друг друга увеличивает любовь между ними и приближает их к Аллаху. Ввиду всего этого таслим обрел особую духовную ценность и значение, а также стал своего рода символом единства среди мусульман, которые, хотя и говорили на разных языках, во всем мире встречают друг дура словами «Ас-саляму алейкум».
Посланник Аллаха (мир ему) приветствовал даже детей, которых встречал на своем пути. Если видел женские группы в мечети, то приветствовал их издалека, а чтобы это было понятно, делал знак и рукой. В одном хадисе он говорил, что младшие должны первыми приветствовать старших, всадники и едущие на повозках – пеших, стоящие и идущие – сидящих. Также Посланник Аллаха (мир ему) наставлял встречать словами «Ас-саляму алейкум» не только прохожих на улице и гостей, но и своих домочадцев дома – родителей, супругов, детей. В Коране также говорится: «Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим» (ан-Нур, 24/61). Этот аят истолковывается так, что человек, входя в дом, должен говорить таслим, даже если там никого нет.
Фразу «Ас-саляму алейкум» следует произносить и тому, кто покидает собрание или прощается. Не считается правильным кланяться во время приветствия.
Посланник Аллаха (мир ему) также иногда здоровался несколько раз, чтобы все услышали и поняли значение приветствия. Однако если среди присутствующих были спящие или те, кого нельзя беспокоить, он, проявляя заботу, приветствовал тихим голосом только бодрствующих. Обязанность всех верующих – встречать словами «Ас-саляму алейкум» каждого мусульманина, не делая различий между людьми, и отвечать на приветствие. По этой причине Абдуллах ибн Умар выходил на рынок только для того, чтобы поприветствовать всех мусульман, которые там были. Поскольку в таких ситуациях, как намаз, чтение Корана, погружение в размышления, слушание проповеди, получение знаний, прием пищи и путешествие, отвечать на таслим затруднительно, то к людям, занятым ими, не следует обращаться со словами «Ас-саляму алейкум». И если человек в такой ситуации не ответит на приветствие, в этом нет ничего предосудительного.
В исламском мире таслиму были посвящены отдельные труды, такие как «Тиб аль-калям би-фаваиди-с-салям» ас-Самхуди, «ас-Салям кабля-ль-калям» Мустакимзаде Сулеймана Садеддина, «Рисаля фи сирри-с-салям» Сахаб ад-дина Ахмада ибн Мухаммада аль-Макки и др.
islamosfera