Казахское ханство
Казахское ханство

Казахское ханство – это государство, образованное в 1465 году на территории нынешнего Казахстана после распада Золотой Орды.

Образование ханства

На территории современного Казахстана после распада Золотой Орды образовалось ханство Абулхаир-хана. Жёсткая политика Абу-л-хайра привела к тому, что в 1460 году часть племён вынуждены были откочевать в Могулистан. Эти племена возглавляли султан Жанибек и Керей.

Племена расположились в Семиречье и создали самостоятельное государственное образование – Орду. За этой Ордой закрепилось название Казахское ханство.

Несмотря на то, что первым ханом Казахского ханства становится Керей, фактическое управление ханством лежало в руках султана Жанибека. Именно он начал войну против Абу-л-хайра. И после смерти Абу-л-хайра во время его похода в 1468 году, вся территория Узбекской Орды без боёв переходит Жанибеку.

Территория Казахского ханства к 1500 году заметно расширилась и распространилась на весь восточный Дешт-и-Кипчак.

Расцвет Ханства при Касыме

Сын Жанибека Касым-хан становится следующим ханом Казахского ханства. Именно при нём в 1511 – 1517 гг. ханство достигло наивысшего расцвета. Казахское ханство, чувствуя свою силу, предприняло поход на Ташкент, который оказался успешным. После этого ханство направило свою экспансию на Ногайскую Орду, которая занимала территорию современного западного Казахстана. И снова Касым-хана ждёт успех. Он захватывает ногайскую столицу Сарайшык и оттесняет Орду к Астраханскому ханству. Касым-хан ещё больше расширил границы своего ханства, численность населения дошла до 1 млн. человек и на евро-азиатской арене Казахское ханство получило политический вес.

В Западной Европе казахи получили известность как отдельная этническая общность.

Во время правления Касыма, в начале XVI века разработали и приняли кодекс законов. Свод законов, который известен как «Светлый путь хана Касыма» включал в себя 5 главных разделов:

1. Имущественный закон, в который входили положения о регулировании споров о имуществе, земле, скоте.

2. Уголовный закон, в котором рассматривались виды уголовных преступлений и наказаний.

3. Военный закон, в котором оговаривалась повинность, как военных, так и населения, формирование подразделений и раздел военной добычи.

4. Посольский обычай – раздел, в котором оговаривались вопросы посольского этикета и международного права.

5. Закон общественности – раздел посвящённый обязательствам межобщинной и общинной взаимопомощи, правила дворцового этикета и устройство празднеств.

Но такая политическая система держалась только на авторитете верховного правителя и оказалась неустойчивой. Это очень ярко проявилось в событиях, когда каждый султан стремился провозгласить себя ханом.

Гражданская война

Когда смерть настигла Касым-хана, ногайцы захватили территорию до р. Тургай и восстановили статус кво. Казахскому ханству приходится сосредоточиться на территории Южного Казахстана и Семиречья. После чего начинается смута. Сары-Арка – центральная территория Казахстана номинально входила в состав ханства, а сибирское ханство захватило её северные районы до Нуры. Во времена правления Тахир-хана, который был правителем Казахского ханства в 1523 – 1533 гг. началось ойратское вторжение. В середине 20-х годов после захвата ойратами восточной части Сары-Арки началась казахо-ойратская война.

В 30-х годах в Казахском ханстве начинается междоусобная война между внуками Жанибек-хана. Победителем в этой гражданской войне  становится Хак-Назар-хан – сын Касым-хана.

Ханство при Хак-Назаре

Период правления Хак-Назара (1560 – 1580 гг.) связывают с периодом возрождения Казахского ханства после междоусобиц. Во времена своего правления он успешно отражал походы ойратов и объединял казахские земли. Хак-Назар вернул ханству северные районы Сары-Арки, отвоевал у ногайцев город Сарайшык, с окружающей его казахской территорией, завоевал у хивинцев полуостров Мангышлак и начал поход против Могулистана для включения Семиречья в состав ханства. Этот поход увенчался успехом, но на севере возникает угроза Хак-Назару от сибирского ханства в лице хана Кучума.

Ханство после Хак-Назара

С 1580 по 1582 год главою казахского ханства становится Шигай-хан. Он заключил союз с Абдалах-ханом II против Баба-султана (ташкентского хана). После смерти Шигая, ханом становится его сын Тауекель, который начинает решительную войну против Бухарского ханства, которое объединилось с ташкентским ханом. Военные действия привели к тому, что казахские войска под командыванием султана Есима захватывают Самарканд.

Ханство и реформы при Есим-хане

Есим-хан становится ханом Казахского ханства после новости о смерти Таукеля. Во время его правление ханство в третий раз за свою историю значительно усилилось. Он перенёс столицу казахского ханства из Сыгнака в Туркестан, успешно подавливает восстание каракалпаков в Ташкенте, вынуждая их в 1613 году покинуть среднее течение Сырдарьи, и в 1598 году Есим заключает мир с Бухарой.

Объединив казахское войско, Есим-хан в 1627 году захватывает Ташкент и ликвидирует Ташкентское ханство, тем самым заканчивая гражданскую войну. Есим-хан выдержал очень тяжёлую внутриполитическую борьбу. Итог этой борьбы – коренное реформирование всей политической системы. Суть реформ заключалось в замене главенства закрытой элиты на главенство элиты открытого типа – старшин и биев. Такой подход ограничивал политические права чингизидов и расширял права общины и руководителей. Такие изменения были юридически закреплены в своде законов, которые служили дополнением к кодексу Касим-хана. Эти законы были признаны народом, так как по сравнению с законом шариата нормы данных законом были более приемлемыми. Данный правовой акт определял полномочия ханов, батыров и биев, ограничивая аристократию.  Такая политическая система ослабила роль хана и привела к изменению принципа выбора хана. Казахи фактически перешли к наследованию звания хана.

В начале XVII века улусную систему заменила жузовая организация, и все казахские земли разделили на три хозяйственно-территориальные объединения – жузы. Бии возглавляли жузы (руководители многочисленных и сильных групп общин) и именно они ограничивали власть хана.

В XVII  веке Туркестан определили как постоянную столицу Казахского ханства, и в Туркестане хан находился в зимнее время года.

Казахо-джунгарская война

Смерть Есим-хана привела к междоусобицам, которые продолжались несколько лет. В итоге ханом казахского ханства провозгласили Жангир-хана – сына Есима. Всё его правление было связано с противостоянием джунгарской агрессии.

Западные ойраты объединились и в 1635 году создали Джунгарское ханство. После чего и началась изнурительная борьба казахов за Северный Казахстан и кочевья Жетысу.

В одной из битв Жангир смог маленьким отрядом сдержать большие силы противника до прихода 20-ти тысячного войска, которые вынудили джунгаров отступить. После этой победы Жангир получил прозвище Салкам, что означает «внушительный».  Погиб Жангир-хан в 1652 году на поединке с Галдамой (джунгарский богатырь). После смерти Жангира Казахское ханство возглавил Батыр, при правлении которого джунгары продолжали свои опустошительные набеги.

Хан Тауке

В 1680 году Казахское ханство получает нового хана – Тауке. Его прозвали Мудрым. Во время его правления борьба с Джунгарией продолжалась. Джунгары разграбили и взяли много городов и в 1687 году осадили Туркестан. Но взять его им не удалось, а в следующем году казахи под руководством Тауке-хана совершили ответное нападение и нанесли тяжёлое поражение ойратам. Однако в 1698 году Джунгарское ханство становится серьёзной угрозой для Казахстана. Войны шли одна за другой, и это ускорило процесс вхождения Казахстана в состав России.

При Тауке был создан свод законов «Жеты Жаргы», которые содержали нормы гражданского, административного и уголовного права. Этот свод правил долгое время был основным актом для правового регулирования политических отношений в казахском обществе.

История Казахского ханства как единого казахского государства заканчивается со смертью Тауке-хана в 1718 году. После его смерти государство разделяется на части, где в каждую часть возглавляет свой хан.

islam-today.ru

5 мавзолеев эпохи Золотой Орды и Казахского ханства

История возникновения и становления нашей страны как суверенного, самостоятельного государства насчитывает не одну сотню лет. Здесь проходили многие караванные пути, зарождались и исчезали цивилизации, оставляя после себя великолепные памятники истории и архитектуры. Мы уже рассказывали вам о самых необычных религиозных сооружениях и местах поклонения в Казахстане. Теперь Tengritravel.kz совместно с НК "Kazakh Tourism" предлагает немного окунуться в историю нашего государства и познакомиться с пятью историческими памятниками эпохи Золотой Орды и Казахского ханства.

Прародительницей современного Казахстана можно назвать Золотую Орду - средневековое государство, получившее независимость в 1266 году, а в начале 1320-х сделавшее государственной религией ислам. Именно на ее территории спустя 136 лет и было основано, согласно историческим данным, Казахское ханство, объединившее под своим крылом все кочевые племена казахов. В XVI веке численность людей, объединенных ханством, достигла миллиона человек. Это была сильная держава, много повидавшая за почти 400 лет своего существования и оставившая после себя немалое количество исторических памятников. 

Мавзолей Алаша хана

Фото ©kazakhstan.travel

Одним из старейших таких памятников, датируемых ранним Средневековьем (XI - XII века), считается мавзолей Алаша хана, известнейшего предводителя казахских племен. Слава о нем гремела по всей степи, бытует даже поверье, что деление на жузы появилось именно по его решению. Многие современные народы (башкиры, кыргызы, каракалпаки) и сами казахи считают его своим прародителем.

Сам мавзолей тоже значительно отличается от множества других средневековых сооружений, подобный ему архитектурный стиль - большая редкость для Центральной Азии. Но именно благодаря ему здание выглядит монументально, торжественно и очень внушительно. Четкое соблюдение пропорций, небольшое количество сдержанного декора, мощные шестигранные колонны, глубокая арка - этакий восточный колорит со степной строгостью. Очень впечатляющее зрелище.

Фото ©Tengrinews.kz

Важно знать:

Добраться к мавзолею можно на машине, смотреть и фотографировать памятник архитектуры можно совершенно бесплатно, главное - быть готовым к поездке по засушливой степи и под палящим солнцем (в жаркое время года). Наиболее красиво здесь весной, когда степь цветет и воздух, напоенный ароматом трав, буквально кружит голову, а усиливает эффект великолепное сооружение возрастом в десяток веков. Располагается мавзолей в двух километрах от правого берега реки Каракенгир, поблизости находится село Малшыбай (Карагандинская область). Вы запросто можете туда заехать и поинтересоваться у местных, как лучше проехать, купить провизии или даже национальных вкусностей.

Мавзолей Джучи хана

Фото ©kazakhstan.travel

Мавзолей Джучи хана был возведен над могилой старшего сына самого Чингисхана, великого полководца и завоевателя. Джучи был любимым сыном своего грозного отца и при разделе завоеванных владений получил больше всего земель и славы. Но, к сожалению, между 30 и 40 годами его одолела хворь, и он скончался, на полгода опередив Чингисхана. Тогда-то и начал строиться этот великолепный мавзолей, качество кирпича которого потрясает даже современных строителей. Его секрет изготовления так и не раскрыт, но бытует легенда, что глина для него замешивалась на кумысе, а обжиг происходил при помощи курдючьего сала!

Здание мавзолея представляет собой мощное портально-купольное сооружение, при свете палящего солнца блистающее своим небесно-голубым куполом и глубоким красно-коричневым цветом обожженного кирпича. На входе вас встречает высокий портал, украшенный изразцовыми плитами, а кладка "в елочку" только добавляет всему еще более монументальный вид. Внутри чувствуется дыхание древности.

Фото ©Tengrinews.kz

Важно знать:

Добраться туда можно в составе экскурсионной группы или же своим ходом, на авто. Располагается он на левобережье Каракенгира, в 55 километрах к северо-востоку от Жезказгана или же в 12 километрах от совхоза "Сарыкенгир". Экскурсионный тур может обойтись вам от 10 до 15 тысяч тенге, если же есть возможность поехать на машине, то расходы и вовсе будут минимальными, но тогда вы не сможете послушать интересную историю этого места и народные предания, которые рассказывает гид.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи

Фото ©kazakhstan.travel

Еще одним невероятным памятником культуры и жемчужиной архитектуры средневекового зодчества Центральной Азии по праву считается мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. Его даже внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку это единственная из четырех построек Хромого Тимура, дошедшая до нас в том виде, в каком была возведена в XIV веке! К тому же при его постройке применялись наиболее прогрессивные, новаторские решения архитекторов того времени, заложившие множество новых конструктивных приемов и сформировавшие тот своеобразный архитектурный стиль позднего Средневековья. Для его строительства были приглашены искусные мастера со всех концов империи Темучина, имена некоторых дошли до нас, оставленные на различных частях отделки и убранства мавзолея.

Сооружение столь же роскошно изнутри, насколько монументально и богато снаружи. Здесь и инкрустированные серебром дверные петли, и тяжелые бронзовые светильники, и даже огромный бронзовый казан для воды. Восточное убранство здесь поражает своим сдержанным колоритом, как и количество залов различного назначения (всего их 36): для собраний, диспутов, радений, совместных чтений, а также есть библиотека, умывальня, трапезная и кельи для тех, кто проживает на территории святыни.

Фото ©Tengrinews.kz 

Важно знать:

Располагается мавзолей на территории современного Туркестана. С автовокзала "Алтын Орда" можно добраться на автобусе или маршрутном такси, расстояние около 3 км. Это будет вполне бюджетным вариантом с минимумом трат, поскольку входной билет стоит немного дороже проезда - около 200 тенге. Зато сколько впечатлений вы получите! Каждый, кто там побывал, отмечает, что с первых минут, как увидели мавзолей, будто очутились на несколько сотен лет в прошлом, в объятиях восточной сказки.

Мавзолей Арыстан-Баба

Фото ©kazakhstan.travel

История возникновения мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи тесно связана со святыней Арыстан-Баба, поскольку именно он был духовным и религиозным наставником Яссауи. Он сыграл важнейшую роль в приобщении Яссауи к божественному знанию, благодаря чему тот смог основать крупнейшую суфийскую общину в Центральной Азии. По многим преданиям, строительство мавзолея для Яссауи многократно терпело неудачи, пока Тимуру не пришло во сне озарение, что изначально нужно отдать дань уважения Арыстан-Бабу, ведь без него не было бы его ученика, "принесшего в степь свет ислама". Тогда же, в XII веке, и был построен мавзолей.

Но он не дошел в первозданном виде до наших дней. Сначала его разрушила Отрарская катастрофа, после XV века перестроенное здание пало жертвой землетрясения, в XIII его отстроили, но оно разрушилось вновь. И лишь в 1971 году оно приобрело такой вид, в котором мы можем лицезреть мавзолей теперь. Величественное здание из обожженного кирпича, главный фасад украшен минаретами, фигурной кладкой и глубоким стрельчатым сводом. Оно состоит из самой усыпальницы, где хранятся останки святого, и поминальной мечети. Именно здесь начинаются все паломничества к мавзолею Яссауи, поскольку прежде всего обязательно нужно почтить его наставника - Арыстан-Баба.

Фото ©tengri.mix

Важно знать:

Добраться до мавзолея можно из города Шымкента, поскольку оттуда налажены экскурсионные туры и просто маршруты общественного транспорта. Входной билет стоит символических денег, поэтому основными тратами будут исключительно проезд и проживание.

Мавзолей Айша-биби

Фото ©kazakhstan.travel

Пожалуй, историю возведения этого мавзолея можно назвать самой красивой, романтичной и трагичной одновременно. Он окутан легендой и волшебством, сюда по сей день приезжают семьи со всех уголков страны и света, чтобы попросить мира, долгой любви и гармонии.

По древним преданиям, когда-то жили на земле Айша-биби, дочь богача Хакима-ата, и Карахан, предводитель не слишком знатного рода. Едва увидев друг друга, они воспылали страстной любовью, но отец красавицы был против такого союза. Карахан в печали вернулся на родину, а молодая девушка, не выдержав мук расставания, сбежала под покровом ночи из отцовского дома вместе со своей няней Бабаджа-хатун. Узнав о проступке, отец проклял влюбленных, пообещав, что не быть им вместе никогда. Так и произошло - в конце пути девушку укусила ядовитая змея. Карахан примчался так быстро, как только смог, и влюбленные успели сочетаться браком. После того как Айша-биби умерла, убитый горем Карахан возвел ей великолепный мавзолей, своей красотой и изысканной архитектурой потрясающий каждого, кто его увидит. Каждое утро Карахан носил к нему 5 алых роз, признаваясь в любви Айше до самой своей смерти. Свой мавзолей он велел построить таким образом, чтобы ему и после смерти была видна усыпальница возлюбленной.

Сейчас молодожены Тараза и близлежащих районов традиционно посещают в день свадьбы мавзолей Айша-биби и Карахана, искренне веря, что так они передают весточку им друг от друга и получают благословение на долгий и счастливый брак. Чудесная традиция, наполняющая сердце теплом и верой в настоящую любовь, притягивает также и массу туристов, поэтому возле мавзолеев редко когда бывает пусто.

Фото ©Tengrinews.kz 

Важно знать:

Располагается мавзолей всего в 18 километрах от города Тараза в селе Айша-биби Жамбылской области. Добраться туда можно своим ходом, но будьте готовы, что дорога вас не обрадует. Можно также поехать в составе экскурсии, тогда получится посетить сразу несколько святынь. Все зависит от ваших финансов и возможностей. Разумеется, бюджетнее выйдет путешествовать на автомобиле, потому что посещение святынь практически бесплатное и все расходы будут только на дорогу и питание. Но тогда вы рискуете упустить нечто интересное, ведь экскурсии для того и делаются, чтобы показать и рассказать туристу как можно больше.

Эта статья посвящается всем любителям истории казахского народа, древних легенд, преданий и очарования восточной сказки. Чудные купольные сооружения, арки, минареты, искусные узоры, украшения и письмена, будто сошедшие со страниц "1000 и одной ночи"… Не пренебрегайте нашим списком, если соберетесь в поездку по нашей чудесной стране. Поверьте, посетив хотя бы один из вышеперечисленных мавзолеев, вы сделаете все возможное, чтобы увидеть все остальные.

Nurqanat BaizaqNurqanat Baizaq
4 жыл бұрын 29919
0 пікір
Блог туралы
0
2274723 208 535 4879 232