Появление нового измерения времени – это самая тайная и действенная революция. Часы – это не просто инструмент измерения времени, это само время, другими словами, символ того, как мы пониманием время. Какие мусульманские ценности уничтожил переход на григорианский календарь и измерение времени в 24-х часах?
Изменение календаря и измерения времени – это коренное изменение взгляда на мир, образа жизни и понимания времени. Так как мусульманский календарь основывается на лунном годе, то основные его даты приходились на разные времена года. Если в детстве, например, человек встречает Рамадан зимой, то, повзрослев, он будет поститься уже летом. Да, лунный календарь не совершенен, но когда религиозные праздники приходятся на разные времена года, это придает свой характер жизни и обогащает ее.
Ахмет Хашим в своем произведении «Мусульманское время» пишет: «Мусульманин определял начало дня зарей, а его конец – заходом солнца». Встав на восходе, мусульманин совершал намаз, начиная день с поклонения. Даже красота мусульманской архитектуры в полной мере раскрывается только на заре. «Глаза, которые не видели купола и минареты на восходе, не смогут понять ту удивительную архитектуру, придающую самый божественный смысл камню. Заря покрывает стены мечети небесным золотом и изразцами. И произведения мусульманских мастеров в это время обретают законченный вид», – пишет Ахмет Хашим.
Согласно Ахмету Хашиму, принятие мусульманами современной системы измерения суток в 24 часах, и отказ от ориентации на азан, в корне изменило взгляд на жизнь. Раньше измерение времени было более глобальным – оно определялось, например, смертью отца, замужеством матери, рождением ребенка, движением каравана, вражеским нашествием. Таким образом, оно не ограничивало жизнь жесткими рамками, было, в некотором роде, безграничным.
Современные часы изменило ритм жизни, подчинив его другому принципу. Новое «измерение» изменило все – все системы прежнего «дня». Часы ночи добавились к дню, сделав его другим – размытым, наполненным хлопотами, длинным. Это уже не прежний счастливый день мусульман, а день пьяни, бездомных, воров, убийц и бесчисленных рабов, которых теперь можно было заставлять работать хоть под землей.
«Для многих из нас заря – это еще ночь. Мы встаем поздно, а утро оставили петухам. Отныне в домах мусульман как будто показывает время другого мира – то, что раньше было ночью, показывает как день, а часы дня показывает как ночь», – пишет Ахмет Хашим.
Абдульхак Шинаси в своей статье «Тахсин эфенди, интересующийся временем» пишет: «Когда люди определяли время по азану, это придавало свой характер дню. Во все времена намазов произносили азан. Во время ифтара и сухура стреляли из пушек. Таким образом, определение времени было тесно связано с религией».
Что из себя представляет иранский календарь?
В большинстве стран мира используется григорианский календарь, который ведет летосчисление от Рождества Христова. В исламском мире действует своя календарная система – хиджра, которая ведет счет от переселения Пророка Мухаммада (САВ) из Мекки в Медину. А вот Иран, являясь государством с древнейшей культурой и огромным наследием, выбивается из общего ряда. Здесь используется свой календарь, называемый солнечной хиджрой.
Иранский календарь является не только одним из самых старых календарей в мире, но также самым точным солнечным календарем из существующих сегодня. Он неоднократно изменялся в течение истории под влиянием административных, климатических и религиозных целей и насчитывает несколько тысяч лет. В частности, современный иранский календарь восходит к персидскому календарю Джалали, который был введен в 11-м веке группой астрономов, в которую входил и известный персидский поэт и астроном Омар Хайям.
Современный иранский календарь является официальным календарем в Иране. Он начинается в полночь, ближайшую к моменту весеннего равноденствия, как это определено астрономическими расчетами на меридиане тегеранского времени (GMT + 3,5 часа). Другими словами, этот календарь основан на наблюдениях, в отличие от григорианского, основанного на теоретических представлениях. Поэтому начало каждого года определяется астрономически, в отличие от усредненного григорианского календаря.
Ныне действующий иранский календарь был официально принят 31 марта 1925 года после прихода к власти шаха Резы Пехлеви. В соответствии с вновь утвержденным календарем, первый день года должен был соответствовать первому дню весны в «истинном солнечном году», то есть дню весеннего равноденствия, который называется Навруз. В новом календаре восстанавливались древние зороастрийские названия месяцев, которые используется и сегодня, несмотря на Исламскую революцию 1979 года. Он ведет летосчисление от хиджры (переселение Пророка Мухаммада (САВ) из Мекки в Медину). Новый календарь отменял 12-летние циклы китайско-уйгурского календаря, которые, тем не менее, еще долго использовались в быту.
Этот календарь фиксировал точное количество дней в каждом месяце. Первые шесть месяцев имеют 31 день, следующие пять – 30 дней, а в последнем месяце – 29 дней в обычные годы и 30 дней в високосный год. В каждом 33-летнем периоде солнечной хиджры – 8 високосных лет. В итоге, ошибка в 1 день набегает лишь за 4500 лет. Иранский календарь точнее григорианского. Обычно иранский новый год начинается 21 марта по григорианскому календарю. Чтобы определить год по григорианскому календарю, нужно к соответствующему году по солнечному хиджри добавить 621 или 622 (в зависимости от времени года).
В иранском календаре каждая неделя начинается в субботу и заканчивается в пятницу. Имена дней недели следующие: шанбе, йекшанбе , дошанбе , сешанбе , чахаршанбе , панджшанбе и джом’е ( йек, до, се, чахар и пандж – персидские наименования чисел от одного до пяти). Слово джом’е, обозначающее пятницу, имеет арабское происхождение.
http://islamosfera.ru