Зачем израильтяне уничтожили железную дорогу на Ближнем Востоке?
Зачем израильтяне уничтожили железную дорогу на Ближнем Востоке?

Итак, продолжаю серию публикаций про историю создания и последующей гибели Хиджазской железной дороги на Ближнем Востоке, которая была построена на территории Османской Империи, а впоследствии оказалась на территории шести государств: Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Палестины и Израиля. 

Станция El Ula 1908-1917. Источник: http://nabataea.net

Станция El Ula 1908-1917. Источник: http://nabataea.net

Напомню, что в прошлый раз я рассказывал об участке железной дороги в Иордании, который и до настоящего времени является используемым для грузового сообщения:

Ну а после, рассказал про историю возникновения и последующей гибели этого последнего глобального проекта Османской Империи, соединившей Стамбул и Мекку.

В заключительной части публикаций, осталось рассказать про ту часть дороги, которая пролегала по территории Западного Берега Иордана, а ныне территориям Палестины и Израиля. Во многих источниках этот участок дороги называют "Изреельской железной дорогой". 

Долина реки Иордан, где проходила железная дорога до 1948 года

Долина реки Иордан, где проходила железная дорога до 1948 года

Несмотря на то, что участок железной дороги Хайфа (Израиль) - Дейра (Сирия), в некоторых источниках считают "аппендиксом" Хиджазской железной дороги, на самом деле он является ни чем иным, как основным "ходом" благодаря которому и велось строительство участка Дамаск - Мекка. 

Строительство участка Амман-Маан 1903. Источник: http://nabataea.net

Строительство участка Амман-Маан 1903. Источник: http://nabataea.net

Попытки соединить железной дорогой Хайфу и Багдад предпринимались еще с середины XIX века. Но первые работы в этом направлении начались только в последнем десятилетии XIX века. Процесс шел крайне тяжело несмотря на то, что работы производились частными английскими компаниями. А в 1900 году после принятия решения османским султаном Абдулхамидом II о строительстве Хиджазской железной дороги, произошли довольно интересные события, которые и повлияли на дальнейший ход работ по всей железной дороги. 

Источник: http://nabataea.net

Источник: http://nabataea.net

В 1894 году была открыта французская железная дорога Societe des Batignolles из Бейрута в Дамаск. Первоначально предполагалось, что доставка оборудования и материалов для строительства Хиджазской дороги будет происходить через этот кратчайший путь из Средиземноморского порта в Дамаск, но не сложилось. Французская компания установила высокие тарифы на транспортировку грузов для своего конкурента. 

Первый тоннель вдоль каньона Ярмук. Источник www.iwm.org.uk

Первый тоннель вдоль каньона Ярмук. Источник www.iwm.org.uk

Воспользовавшись проектом англичан, и предварительно отозвав ранее выданную им лицензию на строительство дороги Хайфа - Дамаск, в 1902 году к работе приступили турецкие власти.

Турецким рабочим понадобилось всего 3 года на строительство участка Хайфа - Дейра, к тому же этот участок дороги был на сотню километров короче, чем участок Хайфа - Бейрут.

Масштаб строительства поражает. Десятки тоннелей и сотни мостовых переходов. Железнодорожное полотно многократно пересекало и реку Иордан и реку Ярмук с его непростым каньоном. 

Карта участка Хиджазской железной дороги по Западному берегу Иодрана

Карта участка Хиджазской железной дороги по Западному берегу Иодрана

А как же так получилось, что ширина колеи Хиджазской железной дороги была 1050 мм? Не 1067 мм как у "капской" колеи (Африка, Япония, Сахалин) и не 1000 мм, как у "метровой" в Индии и Юго-Восточной Азии?

А никакой загадки здесь нет. При изготовлении 60 тысяч шпал была допущена грубая ошибка. Вместо ширины колеи 1067 мм, они были изготовлены под ширину 1050 мм. Ну и правда, не выкидывать же 60 тысяч шпал. Поэтому инженер Майснер принял решение весь проект продолжать с шириной 1050 мм.

Шпалы, к слову сказать, были металлические. Почему не деревянные? Потому, что инженер был немцем, а в Германии считалось, что в таких условиях дерево, в отличии от металла, усыхает и будет требовать более частой замены. 

Источник: www.iwm.org.uk

Источник: www.iwm.org.uk

Движение по участку Хайфа - Дейра открылось в 1905 году, а в 1908 году была запущена вся дорога от Дамаска до Мекки.

Одновременно с этим, турки продолжали строить дорогу на юг, к границе с Египтом. А с началом Первой мировой войны темпы строительства только увеличились, так как Египет был под протекторатом Британии, а значит представлял угрозу юго-западным рубежам Османской империи.

Это было стратегическое направление для быстрой переброски войск из центральных районов Османской империи к рубежам, где шли военные действия.

Последняя станция, построенная турками носила название El Auja, а движение на участке El Auja - BeerSheba было прервано британскими войсками в 1917 году.

До падения Османской империи оставалось менее года, но движение поездов еще частично продолжалось. 

Карта территорий подконтрольных Британии после Первой Мировой Войны

Карта территорий подконтрольных Британии после Первой Мировой Войны

С 1918 по 1920 год движения по Хиджазской железной дороге как такового не было.

Возобновилось движение только в 1920 году с переходом Палестины под контроль Британии. 

Дальнейшая история развивалась стремительно. Наличие железной дороги и связь с портом Хайфы способствовали быстрому росту еврейских поселений в 1920-1946 годах. 

Заброшенные вагоны 1920-х годов

Заброшенные вагоны 1920-х годов

Дорога также активно использовалась и при строительстве Нахарайимской ГЭС на Иордане. 

Железнодорожный мост через Иордан у Нахарайимской ГЭС

Железнодорожный мост через Иордан у Нахарайимской ГЭС

Между прочим, пара вагонов, работавших во время строительства ГЭС, так и осталась на вечной стоянке у заброшенной ГЭС после разрушения мостов в 1946 году. 

Участок дороги у ГЭС

Участок дороги у ГЭС

Если внимательно осмотреть выштамповку, то на одном из вагонов читается 1940 - й год.

Но одновременно с ростом числа поселений, увеличивалось и количество нападений на поезда со стороны бандитских формирований Палестины.

Ситуация с каждым годом обострялась, еврейская подпольная военная организация "Хагана" усиливала не только противостояние с арабским населением, но и британским властям в Палестине.

"Хагана" в 1948 году после образования Израиля стала основой Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ)

А "16" июня 1946 году случилась "Ночь мостов" - операция "Хаганы", направленная на борьбу с британским мандатом. За одну ночь были взорваны несколько мостов Хиджазской железной дороги около станции El Hemme, отрезав этот участок от Дамаска и тем самым заблокировав возможность быстрой переброски арабских легионов в эту часть Палестины.

С этого момента сквозное движение между Хайфой и Дамаском прекратилось, тем самым прервав историю 45 - летнего существования первого участка Хиджазской железной дороги. 

Станция El Hemme

Станция El Hemme

Станция El Hemme находилась на треугольнике границ Сирии, Иордании и Палестины, а сейчас здесь термальный курорт Хамат Гадер, вдоль границы с Иорданией, соседствуя с минными полями и пограничными сооружениями. 

Остатки станционных сооружений El Hemmer

Остатки станционных сооружений El Hemmer

Полуразрушенные здания станции сейчас находятся в частных владениях местной рыбной фермы. Их используют то ли под склад, то ли под производственные помещения. Хотя это настоящий исторический памятник. 

 
 
Вокзал El Hemmer

Вокзал El Hemmer

До 1967 года и "Шестидневной войны" - это была территория Сирии, ну а теперь Израиль.

Но если пройти в сторону Иорданской границы, то можно увидеть еще один целый мост за минным полем и пограничным ограждением. 

Мост у Хамат Гадер

Мост у Хамат Гадер

И все-же вернемся теперь в далекие 1947-1948 годы. У Британии закончился мандат на Палестину. В соответствии с решением ООН, должно было произойти разделение Палестины на арабскую и еврейскую территории. Но мирного разделения не произошло и началась первая арабо-израильская война. Вся территория Палестины стала ареной ожесточенного противостояния. 

Киббуц Гешер

Киббуц Гешер

В мае 1948 года "Хагана" подрывает несколько мостов уже на реке Иордан для блокирования возможности переброски арабских легионов с территории Трансиордании в Палестину.

Одним из таких мостов был мост у киббуца Гешер. С этого момента движение по Изреельскому участку Хиджазской железной дороги полностью прекращается и уже навсегда. 

Мост через Иордан на границе Израиля и Иордании близ Гешера

Мост через Иордан на границе Израиля и Иордании близ Гешера

Вагоны, застывшие навсегда в демилитаризованной нейтральной зоне между Израилем и Иорданией. В некоторых источниках попадается информация, что вагоны эти закатили на мост уже в 2000-х, после подписания мирного договора между Израилем и Иорданией. А до 1994 года это была "горячая точка" - полностью заминированная территория между двумя государствами в состоянии войны. 

Вот так и завершилась история этой дороги, построенной последним османским султаном всего за 8 лет. По состоянию на 2019 год сохранились действующие участки дороги в Иордании между Амманом и Акабой и условно сохранился участок между Дамаском и Амманом 

Увы, но степень сохранности Сирийского участка пока не известна, 6 лет гражданской войны, вероятно, также оставят свой след в истории этой дороги.

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Nurqanat BaizaqNurqanat Baizaq
6 ай бұрын 658
0 пікір
Блог туралы
0
866124 204 534 4861 231